понедельник, 16 апреля 2018 г.

Врата колыбели


На севере диком...
Лермонтов

Того Деисуса символика Лика
Что вход обозначил в утраченный рай
Родна Моиславу; Василий Калика
Тверскому Феодору: «Не завирай, –

Писал – будто Врат уже нет на планете!
Придумал чего, брат Феодор, окстись!
Еще Моиславовы здравствуют дети,
И внуки сего морехода пути
 
Повторят, коль Господу будет угодно:
Крылат парусами Великий Новград!
И Скифское море, поверь, судоходно
Бывает, хоть риск не вернуться назад

Велик: ледяные там плавают горы
И червь стерегущий, да Яма ревет…
Но зря ли мы, брате, с тобой омофоры
Взлагаем на главы? Наш доблестный род

И к смерти готов, если что, и к Истоку
Живыми припасть – несказанная честь!
На севере диком во Камне далеком
Врата Колыбели по-прежнему есть!

© Ярослав Астахов  26.10.2011 (новолуние)
_____________________________________
«А то место святаго рая находил Моислав Новгородец и сын его Иаков; а всех их было три юмы (лодки), и одина от них погибла, много блудив, а две их потом долго носило море ветром, и принесло их к высоким горам. И видеша на горе той написан д е и с у с лазорем чудным и вельми издивлен, паче меры, яко не человеческыма рукама творен, но божиею благодатию; и свет бысть на месте том самосиянен, яко не мочи человеку исповедати. 
И пребыша (новгородцы) на месте том, а солнца не видеша, но свет бысть многочастный, светлуяся паче солнца; а на горах тех ликования много слышахуть, и веселия гласы поюща. И повелеша единому другу своему взити по шегле (по мачте) на гору ту видети свет и ликования гласы; и бысть, яко взиде на гору ту, и абие, всплеснув руками и засмеяся и побеже от другов своих к сущему гласу. Они же вельми удивлешеся и другого послаша, запретив ему, да обратився скажет, что есть бывшее на горе; и той также сотвори, нимало возвратися к своим, но с великою радостию побеже от них.
Они же страха исполнишася и начаша размышляти к себе, глаголюще: Аще ли и смерть случится, не видели бехом светлость места сего! (придет смерть, а мы и не повидали этого сияния). И послаша третиего на гору, привязав ужищи (веревкою) за ногу его; и тако же и тот въсхоте сотворити: восплескав радостно и побеже, в радости забыв ужища на нозе своей. Они же здернуша его ужищом, и том часу обретеся мертв.
Они же побегоша вспять. Не дано есть им дале того видети, светлости тоя неизреченныя, и веселия, и ликования тамо слышащего. А тех, брате, мужей и нынеча дети и внучата добри-здорови. А что, брате, молвишь: рай мысленый, ино, брате, так то и есть, мысленый и будеть, а насаженый не погибл и ныне есть. На нем же свет самосиянен, а твердь запята есть (то есть доступ закрыт) до гор тех раевых».
Послание новгородского архиепископа Василия Калики к владыке Тверскому Феодору о рае, 1347 год, Новгородская летопись.




Комментариев нет:

Отправить комментарий